spasskiy_hram_selo_kukoboy_yaroslavskaya_oblast_hram_zima_sneg_holod_rossiya_4608x3072

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то 5, то 7, то 21 день

Пост как духовная тренировка

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то пять, то семь, то 21 день. Однако с разделением христианства и после реформы 1166 года по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга в православии он стал 40-дневным.

Как пояснил настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин, пост есть некоторая “тренировка человека и его возможностей отказываться в малом, чтобы противостоять большему”.

“Пост есть духовное состояние. Когда человек перестает утучнять себя всякими яствами, он начинает более четко созерцать духовные глубины своей жизни. Пост — это и необходимое для христиан состояние, когда они воспитывают свое тело, воспитывают свой дух, возвеличивают свою душу. Это тот момент тренировки человеком себя, когда воздерживаясь от употребления чего-либо вожделенного, он ограничивает себя, что дает возможность в будущем отказаться от больших соблазнов”, — заметил отец Игорь.

В светском сознании зачастую любое ограничение, а тем более столь длительный пост связывают с некоторой печалью. Православный священник, напротив, утверждает, что любой пост, а тем более Рождественский — “это всегда радость”.

“Даже есть такой критерий: если ты во время поста начинаешь хмуриться, гневаться и становишься нелюдимым, значит, ты как-то неправильно постишься. Иными словами, пост — это не тренировка тебя на лучшее, на добро. Это не галочка, которую надо ставить перед Богом — вот мол, пощусь. Пост — это всегда время радости, радость — необходимое условие любых постов”, — заверяет священник Игорь Фомин.

Радостная печаль или печальная радость?

Тем не менее, рождественское ожидание в восточном христианстве все-таки несет в себе и скорбь. Рождается младенец, который заведомо станет жертвой, взойдя на Голгофу и мученически умерев на кресте ради искупления человеческих грехов и спасения людей.

Несмотря на то, что по своему внутреннему наполнению Рождественский пост значительно отличается от предпасхального Великого поста, некоторый “параллелизм” покаянности в нем все же присутствует, считает профессор Московской духовной академии и семинарии, богослов протоиерей Максим Козлов.

“В православии Рождественский пост имеет особые дни предпразднества Рождества Христова. Они начинаются по новому стилю 2 января. Тут можно говорить о некоей параллели с днями Страстной седмицы. Каждый день этих Рождественских предпразднеств так или иначе по смыслу богослужений является вехой к встрече воплотившегося Богомладенца. И богословский акцент ставится здесь на Боговоплощение, на “истощание” Бога нашего ради нашего спасения. В определенные моменты эта параллель особо чувствуется, например, когда поют ирмосы “Волною морскою”, которые являются также ирмосами Великой субботы (накануне Пасхи). То есть мысль о том, что пришествие Бога в мир с приятием нашей человеческой ограниченности есть такой же жертвенный подвиг Божественной любви, как и Голгофская жертва, эта мысль, несомненно, проводится в богослужениях Рождественского поста”, — поясняет священник.

Источник: ria.ru
29. ноября, 2014Публикации
34 просмотров
Комментарии
Фото-лента
2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_34 2012-08-24_Tosno_40 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_42 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_27 2012-08-24_Tosno_30 2012-08-24_Tosno_20 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_15 2012-08-24_Tosno_04 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_07 2012-08-24_2_tosno_2 2012-08-24_Tosno_31 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_22 2012-06-19_smolny_24 2012-07-14_Isaakiy_Kuraev_64 2012-06-19_smolny_10 2012-05-31_siniy_zal_08
По месяцам