Основы Православной Культуры

С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен обязательный для изучения в 4 классе средней школы комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс апробирован в 2010-2011 годах в общеобразовательных школах  19 регионов  Российской Федерации.

В этом курсе 6 модулей:

  1. Основы православной культуры,
  2. Основы исламской культуры,
  3. Основы буддийской культуры,
  4. Основы иудейской культуры,
  5. Основы мировых религиозных культур,
  6. Основы светской этики.

Родители и дети сами выбирают интересующий их модуль!

 

28 января 2012 года распоряжением премьера В.В.Путина №84-р утвержден план мероприятий по введению курса ОРКиСЭ в общеобразовательных школах РФ в 2012-2013 году.

 

Материалы для родителей учащихся 3-х классов общеобразовательных школ о выборе модулей в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  1. Алгоритм проведения родительского собрания. Методические рекомендации. Образцы заявления и протокола. Дополнительные материалы.
  2. Презентация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  3. Краткая характеристика модулей
  4. Учебно-методический комплект к курсу “Основы православной культуры”

  5. Нормативная база по введению и преподаванию модуля Основ православной культуры в школе. Редакция 2013 года.

Собрание документов и материалов по введению ОРКиСЭ:

http://old.eoro.ru/obrazovanie/opk/sobranie-dokumentov-po-modulyu-opk/

Выступление Епископа Гатчинского Амвросия, главы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии 13 марта 2012 года в пресс-центре ИТАР-ТАСС на тему “Духовно-нравственное воспитание. Церковь и школа”

Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор  академии постдипломного педагогического  образования, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации.

Интересные публикации:

Ваш ребенок идет в 4 класс в 2012 году?

Вопросы и ответы по введению курса ОРКСЭ!

Сотрудничество органов управления образованием, образовательных учреждений и Русской Православной Церкви в рамках введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Об особенностях проведения родительских собраний в рамках введения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Доклад главы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии епископа Гатчинского Амвросия на пленарном заседании VI Тихвинских межрегиональных Рождественских образовательных чтений.

Подготовка педагогов к преподаванию основ православной культуры: отдельные проблемы и направления.

Новый учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим. С одной стороны -   он   направлен   на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских и религиозных традиций многонациональной  культуры  России, на понимание их значения в жизни современного общества и осознание своей сопричастности к ним. С другой – представляет первый опыт приобщения учащихся к тем духовным традициям и нравственным основам культурного развития нашего Отечества, которые являли собой опору и силу, помогающие единению, сплочению народа в трагические исторические периоды и способствовали развитию особенной духовной красоты российского общества.

В эксперименте приняли участие 27 школ Ленинградской области, их руководители, 38 классов, 780 учащихся и их родители. В качестве объекта регионального эксперимента выступил учебный процесс в целом. В качестве предмета – формы его организации. Региональный эксперимент проводился с января по декабрь  2011 года в три этапа: I этап –– январь-март 2011г. – подготовительный; II этап – 4 четверть 2010/11 учебного года – 1 четверть 2011/12 учебного года ОУ – внедренческий; III этап – констатирующий. Обработка и интерпретация данных за январь – декабрь  2011 года.

Диагностические материалы эксперимента составили тестовые материалы, включающие анкеты: учителей-экспериментаторов, преподающих курс ОРКиСЭ; учеников, изучающих курс ОРКиСЭ; родителей учащихся; руководителей школ, участвующих в эксперименте.

После окончания эксперимента, в результате мониторинга были получены следующие материалы: проведена диагностика образовательного результата эксперимента; выявлены соотношения результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; проведен анализ позитивных и негативных результатов в ходе эксперимента и по его итогам; определены перспективы и пути дальнейшего развития воспитательной системы духовно-нравственного становления школьника; подготовлены соответствующие рекомендации для последующей работы (курсовые мероприятия, методические мероприятия, CD и DVD – поддержка).

Изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ к введению данного курса в образовательный процесс позволило сделать следующий вывод. На вопрос – было ли интересно на уроках курса ОРКиСЭ? Учащиеся ответили положительно – 71 %, не очень – 25%, не интересно – 4%. Учителя – положительно – 92,5%, отрицательно – 7,5%. Родители – положительно – 98%, отрицательно – 2%. Руководители школ – положительно – 88,9%, отрицательно – 11,1%. Следовательно, в целом курс вызвал положительный интерес к изучаемым темам.

Выявление положительных сторон курса в решении учебных и воспитательных задач изучалось в трех проекциях. На вопрос – расширяет ли данный курс кругозор учащихся? – положительно ответили 96,2% учителей, 93,2% родителей и 92,3% руководителей. На вопрос – способствует ли данный курс духовному и культурному развитию учащихся? – положительно ответили 100% учителей, 85,9% родителей и 97% руководителей школ. На вопрос – влияет ли данный курс на повышение нравственности учащихся? – положительно ответили 92,5% учителей, 56,1% родителей и 89,5% руководителей. Последняя позиция ярко демонстрирует разные ожидания участников эксперимента от нового курса. С одной стороны, мы можем с уверенностью утверждать, что родители не очень верят в то, что школа может решить проблему нравственного развития ребенка. С другой, – и это вселяет надежду, родители осознают всю ответственность в вопросах нравственного воспитания своего ребенка и считают это делом своей собственной семьи.

Выявление возможных проблем, возникающих в процессе организации обучения по данному курсу показало следующую картину. Введение данного курса как дополнительную нагрузку на школьников воспринимают 59,2% учителей, 60,3% родителей и 59,2% руководителей школ. Выражают недовольство по поводу принудительного навязывания одного из модулей курса ОРКиСЭ – 9,2% учителей, 22,3% родителей и 29,6% руководителей школ. Полученные данные не отражают действительную картину в школах Ленинградской области, т.к. право выбирать модуль, в первую очередь, было представлено родителям учащихся. На вопрос – способствует ли данный курс формированию формального отношения к религии, вере? – положительно ответили – 18,5% учителей, 6,3% родителей и 40,7% руководителей школ. На вопрос – представляет ли данный курс принудительное навязывание веры, религии? – положительно ответили 11,1% учителей, 7,7% родителей, 18,5% руководителей. Полученные данные красноречиво говорят о том, что настороженно к введению курса ОРКиСЭ в школы больше относятся руководители школ, чем родители учащихся.

Эмоциональное отношение и уровень интереса учащихся и их родителей к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ и впечатление учащихся от восприятия учебного материала было выявлено благодаря следующим вопросам.

Полученные данные выявляют некоторые проблемы в преподавании предмета ОРКиСЭ, что и понятно, в начальном этапе внедрения учитель сталкивается со многими трудностями, самая основная из которых – абсолютно новый материал преподавания и для самого учителя.

Осознание учащимися и учителями влияния изучаемого курса ОРКиСЭ на духовно-нравственное становление их личности проявилось при ответе на вопрос – носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебное пособие? – положительно ответили 90,5% учителей, 79% родителей и 100% руководителей школ. На вопрос, – в какой форме должен преподаваться учебный курс ОРКиСЭ? – как обязательный предмет выбрали – 48,4% учителей, 15,5% родителей и 40,7% руководителей школ. Как факультатив видят этот предмет 51,6% учителей, 81,9% родителей и 55,6% руководителей. Дана позиция исследования раскрывает недопонимание родителями важности и серьезности изучаемых тем, которые нельзя предложить учащемуся после уроков как дополнительный материал по выбору.

Выявление мотиваций школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКиСЭ дают основания утверждать, что 70% учащихся готовы продолжать изучение данного курса, 85% учителей готовы его преподавать, 85% руководителей школ готовы вводить курс в школы, 61,1% родителей согласны на продолжение курса, а 38,9% – возражают.

Большой интерес вызвала оценка профессиональной компетентности учителей в преподавании комплексного учебного курса ОРКиСЭ на данном этапе. На уроках было скучно – ответили 7% учащихся, было не понятно, много незнакомых слов – отметили 36% учащихся, я многое уже знал – заявили 46%, выразили нежелание учиться по этому предмету – 11%. О необходимости дополнительной  профессиональной подготовки высказали 90,5% учителей. Свою озабоченность по подбору педагогов руководители школ выразили следующим образом: есть проблемы по этому вопросу у 59,5% руководителей, нет – 40,8%.

Оценка учебно-методического комплекса по курсу ОРКиСЭ проявилась при ответах на вопросы – является ли изложенный материал в учебных пособиях трудным для восприятия учащимися 4-х и 5-х классов? – положительно ответили 66,6% учителей и 67,5% учащихся. На вопрос, – в какой степени «Книга для учителя» оказалась полезной? – положительно ответили 90,5% учителей.

Изучение результатов мониторинга выполнения программы регионального эксперимента на тему «Организация изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области» позволяет сделать следующие выводы.

За период апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ в общеобразовательных учреждениях области у большинства учащихся проявились положительное эмоциональное отношение и достаточно высокий интерес к данному курсу.

Ответы детей в целом свидетельствуют о психологически комфортной, активной и творческой атмосфере на уроках.

Можно с уверенностью заявить, что изучение курса ОРКиСЭ способствует осознанному восприятию учащимися основных нравственных норм и может стать основой для целенаправленного воспитания духовно-нравственных качеств личности школьников.

Не смотря на то, что на данном этапе эксперимента родители не в полной мере поняли концепцию, стратегические направления и цели курса ОРКиСЭ, у большинства респондентов введение курса в школу находит поддержку.

Необходимо отметить, что пока не все родители проявляют активность и заинтересованность во взаимодействии со школой в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКиСЭ.

Среди учебных пособий по курсу ОРКиСЭ самую высокую оценку получило пособие «Основы православной культуры», основным преимуществом, которого является доступность изложения учебного материала и ориентированность на социокультурный опыт ребенка.

Учебное пособие «Основы светской этики» получило некоторое количество критических замечаний педагогов за перегруженность теоретическим материалом и труднодоступный для учащихся научный язык изложения. Не смотря на то, что педагогами были выделены интерактивная форма и информативность как главные достоинства мультимедийных пособий, они получили более низкую оценку. Серьезные критические замечания по качеству были высказаны относительно разделов «Тренажер» и «Контроль» за стереотипность заданий, наличие фактических ошибок и некорректность отдельных вопросов.

Книга для родителей по курсу ОРКиСЭ получила высокую оценку, как у родителей, так и у педагогов. Главным достоинством книги педагоги считают четкое разъяснение родителям целей курса и доступность изложения.

Большая часть учителей, преподающих курс ОРКиСЭ, высказали пожелания о продолжении повышения квалификации по новому курсу.

Изучение профессиональных запросов педагогов в этом направлении показывает необходимость проведения постоянно действующих обучающих и практических семинаров по курсу ОРКиСЭ, обобщение и представление лучшего опыта.

Руководители образовательных учреждений, поддержав эксперимент по введению курса ОРКСЭ в образовательные программы, ставят вопрос о продолжении изучения в школах тем духовно нравственного просвещения и воспитания в основной и полной средней школе.

С использованием доклада Срабовой О.Ю.,

заведующей УМЦ факультета гуманитарного образования ЛОИРО.

“Результаты выполнения программы регионального эксперимента

на тему «Организация изучения курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области»”

——————————————————————————–

2013-04-02_UMK_1

2013-04-02_OPK

Нажмите на изображение для просмотра презентации ^^

Фильмы об Основах Православной культуры:

Фильм Алены Поликовской и Максима Лагунова

“Судьбы детей в руках родителей”.

Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/AXSVXT

Данный фильм был создан как открытый диалог с представителями светской общественности лоббирующими модуль «Светская этика», как альтернативный основам религиозных культур.

В фильме подчеркивается логическая ошибка положенная в основе данного противопоставления. Светская этика и предметы раскрывающие глубину религиозной культуры, по мнению авторов фильма, не могут быть поставлены на один уровень, и выбор является заведомой подменой ценностей.

Фильм “Православная культура в школах Петербурга”

Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/06FAJA

Фильм посвящен вводимому в общеобразовательных школах предмету «Основы Православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Он был создан для того, чтобы показать восприятие духовной реальности самими детьми и важность этой реальности для внутреннего мира подростка. Авторы фильма Алена Поликовская и Максим Лагунов благодарят за участие в съемках главу епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, ректора СПбПДА Епископа Гатчинского Амвросия.

В методическом кабинете Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии имеются образцы рекомендуемых учебных пособий по образовательной области «Духовно-нравственная культура».

Пособия для самоподготовки учителя:

Розина О.В. «Духовные основы русской культуры»

Работа носит историко-культурологический и научный характер. Ее цель – познакомить педагогов с мировоззренческим выбором православных христиан и помочь читателям в обретении целостного православного миропонимания. Подход к изложению материала учитывает отсутствие теологической подготовки учителей.

Учебные пособия для работы в общеобразовательной школе (с 1 по 11-й класс):

Шевченко Л.Л. «Православная культура. (Духовно-нравственная культура)»

Учебно-методические комплекты с 1 по 11 годы обучения. Содержание пособий носит культурологический характер, позволяющий изучать христианскую православную культуру в государственной системе образования в социокультурном контексте истории России, с учетом возможностей современных школьников вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

Янушкявичене О.Л., протоиерей Виктор Дорофеев «Основы православной культуры»

Учебно-методические комплекты с 1 по 4 и с  9 по 10 годы обучения. Пособия ориентированы на учащихся православных гимназий и воскресных школ, а также может быть использовано для преподавания факультатива по “Основам православной культуры” в общеобразовательных школах. При изложении материала основной акцент сделан на нравственное воспитание учащихся.

Программа по основам духовной культуры  для общеобразовательных школ (5-11 класс).
Православная классическая гимназия г.Тольятти.  Загрузить>>>

Комментарии
По месяцам